Трансцендентальные ереси: реализмы, материализмы и эмпиризмы после заката трансцендентализма




Дмитрий Кралечкин

тема семинара 29 апреля

Онтологии аутентичности

Одной из традиционных задач философии был поиск тех или иных аутентичных инстанций, то есть предельных, далее неразложимых и нередуцируемых составляющих нашего опыта или мира вообще. Субстанции, идеи, числа и материя не только противопоставлялись друг другу, но и конкурировали друг с другом. Однако очень часто пропускается вопрос о том, что именно позволяет выделить ту или иную «аутентичность» и какую цену приходится за нее платить. На семинаре будут рассмотрены некоторые проблемы определения «аутентичности» в контексте современной критики феноменологии и трансцендентальной философии.

Состоится в четверг 29 апреля в 19-00 по адресу г. Москва, Гостиный двор, подъезд №19, 3 этаж, аудитория 303 (м. Китай-город) (схема и описание проезда).

тема семинара 22 марта:

Пределы сетевых онтологий: вещи в себе, эмпиризм и размер

Сетевую онтологию можно представить в качестве обобщения трансцендентальной логики, первоначально заданной Кантом. Недостатки сетевых онтологий стали в наше время предметом философских разногласий, когда выяснилось, что предложенные в XX веке способы деконструкции трансцендентальных методов не достигают результата, оставаясь в тени трансцендентализма. На семинаре будут обсуждаться некоторые варианты выхода за пределы сетевой онтологии, в том числе не предполагающие возвращения к той или иной догматике «субстанций» или «вещей в себе».

тема семинара 19 февраля:

Сетевые онтологии от Хайдеггера до Латура: «сеть» как элементарный философский концепт и его проблемы

Видеозапись семинара 19 февраля:

Дмитрий Кралечкин. Сетевые онтологии от Хайдеггера до Латура. Часть 1 from Runiver.Net on Vimeo.

Дмитрий Кралечкин. Сетевые онтологии от Хайдеггера до Латура. Часть 2. from Runiver.Net on Vimeo.

«Онтологический» поворот в философии XX века был обозначен отвержением стандартной репрезентационистской парадигмы и переходом к исследованию сетевых способов задания онтологий, в которых любая «сущность» определена совокупностью связей, отношений и взаимодействий с другими «сущностями». Нельзя возвратиться к догматическому полаганию «вещей», но нельзя и довольствоваться их вписанностью в репрезентацию. «Сеть» предлагается в качестве базовой метафоры для любой трансцендентальной логики, но от Хайдеггера до Латура и далее представление любой онтологии в качестве «артикуляции» сети сталкивается с рядом стандартных проблем: например, как задать «размер» ячеи, существует ли центр артикуляции, кто «носитель» сети или ее субъект и т.д. На семинаре намечаются и анализируются некоторые из этих интеллектуальных проблем.

Тема семинара 22 января: «Из  чего сделаны мысли: материализм и  нейрофилософия»

Современная наука  создала основания для попыток  объяснить «мысли» и «феноменологические  данности сознания» чисто научными методами, из перспективы «третьего  лица», и показать таким образом  производный и преходящий характер наших собственных (бытовых, литературных, языковых и культурных вообще) представлений о том, что значит «думать, «иметь желания», «иметь сознание» и т.п. Одним из наиболее громких проектов такого рода является элиминативный материализм и «нейрофилософия» в целом. На семинаре будут обсуждаться внутренние проблемы подобных проектов, в том числе вопрос возвращения трансцендентальных «иллюзий» в научное моделирование сознания.

Видеозапись:

Д.Кралечкин. Материализм и нейрофилософия. Часть 1. from Runiver.Net on Vimeo.

 

Дмитрий Кралечкин. Материализм и нейрофилософия. Часть 2. from Runiver.Net on Vimeo.

Курс: «Трансцендентальные ереси: реализмы, материализмы и эмпиризмы после заката трансцендентализма»

Аннотация курса:

Современная философия пытается продуктивно использовать ту «критику метафизики», которой занималась философия XX века, и выдвинуть ряд продуктивных решений задач, сформировавшихся к концу века. Классические материализмы (в том числе диалектические) или реализмы не могут выступать в качестве валидных философских решений. «Спекулятивный реализм» и такие авторы, как Мейясу, Брасьер, Грант, Харман, вслед за Бадью, Латуром и Ларюэлем, задали проблематизации, позволяющие наметить некоторый спектр решений для вопросов, казалось бы отодвинутых на задний план философии, в том числе относительно связи философии и науки. Что именно следует из этих «еретических» философских теорий, бросающих вызов традиции Гегеля-Хайдеггера-Деррида, и как они работают? Как именно реализуется критика трансцендентальной матрицы философии и какие возможны пути выхода из нее? Действительно ли на выходе нас ждет «Реализм» и «Реальность»? Какова цена этих «выходов»? Как обстоит вопрос с аутентичным в пост-деконструктивистской философии?

Некоторые темы обсуждения:

Кант и Вольф: встреча на Эльбе. Вечное сияние чистого разума и проблема догматических остатков. Возвращение трансцендентальной иллюзии в чисто научную машинерию. Пример Брасьера на материале Черчленда.
Является ли деконструкция "еще одной феноменологией"? Критическая диспозиция деконструкции и проблема всеобщей трансцендентальной экономии.
Спекулятивные реализмы и материализмы: можно ли обмануть Канта?
Нейроны, когито, размер.
Радикальный эмпиризм аутентики: способы смещения трансцендентальных условий.

Аудиозаписи предыдущих семинаров

2 ноября 2009
27 ноября 2009
4 декабря 2009 «Классическая проблема Юма и ее решение в спекулятивном реализме»
22 января 2010 «Из  чего сделаны мысли: материализм и  нейрофилософия»

Литература и ссылки:

EuroOntology
Условия [для] конечности
Спекулятивный абсолют и порочный круг философии
Anaximandrake
Speculative Heresy

Помощь | Контакты | ©2009-2011 Moscow College of Philosophy